Следует отметить, что предприниматель должен обладать сильной мотивацией, так как начать бизнес с нуля без денег достаточно тяжело: отсутствие капитала придется компенсировать огромными затратами времени и сил. Более того, в подобной ситуации люди, ранее работавшие по найму, внезапно теряют ориентиры и не представляют, что им делать дальше. Поэтому перед тем, как приступить к активным действиям, желательно изучить опыт других бизнесменов и разработать с учетом их ошибок и достижений собственную стратегию, адаптированную к возможностям предпринимателя.
Покупать недорогие вещи. При этом главным условием является сохранение функциональности — обычная ручка пишет так же, как и «Паркер», а подержанные компьютеры справляются с офисными задачами не хуже новейших ноутбуков;Вести учет движения средств. Даже простая таблица с колонками «Приход» и «Расход» поможет предпринимателю представить себе направления движения денежных потоков и общее финансовое положение предприятия;Использовать аутсорсинг. Временных работников для выполнения разовых или непрофильных работ предоставляют аутсорсинговые компании. При этом предприниматель экономит на зарплате и оборудовании рабочего места;Покупать оборудование в лизинг. Если предприятию требуется оборудование, необходимо изучить возможные способы получить его в рассрочку путем заключения договора лизинга или аренды с небольшой ставкой;Отказаться от офиса. Расходы на оснащение офиса составляют немалую долю первоначальных расходов. Чтобы сэкономить, предприниматель может организовать рабочее место дома, а с клиентами встречаться в соседнем кафе;Уменьшить расходы на офис. Если предпринимателю все же требуется собственное помещение, то можно уменьшить расходы на его оборудование — найти офис на окраине, сделать ремонт самостоятельно и приобрести подержанную мебель;Использовать бесплатное продвижение. Многие бесплатные и малобюджетные способы рекламы работают достаточно эффективно. Предпринимателю следует ознакомиться с ними, чтобы минимизировать расходы на продвижение;Измерять эффективность рекламы. Для бесплатных способов необходимо контролировать отношение затраченного времени к количеству обратившихся по объявлению клиентов, а для платных — стоимость привлечения одного заказчика в сравнении с прибылью, которую он принес компании.Недорогие способы продвиженияЛогично предположить, что у предпринимателя, собирающегося начать бизнес с нуля, идеи производства собственной продукции или предоставления услуг являются приоритетными при формировании списка текущих задач. Однако нельзя забывать и о рекламе — основном, а в некоторых случаях и единственном способе привлечения клиентов. Более того, маркетинговые расходы могут составить значительную часть и без того ограниченного бюджета, поэтому предпринимателю необходимо изучить возможные методы продвижения своего продукта — такие, как:
Научиться проводить продажи и переговоры;Найти поставщика с адекватными условиями сотрудничества;Найти покупателей, готовых купить дороже;Заработать на разнице между оптовыми и розничными ценами.Бизнес на знанияхПредприниматель, обладающий полезным опытом или уникальными знаниями, может поделиться сведениями с заинтересованными лицами за вознаграждение. Рассматривая, как начать малый бизнес с нуля, идеи выбирают как из числа теоретических (иностранные языки и школьные предметы), так и среди практических направлений — таких, как обучение музыке, рисованию, рукоделию. Примерный алгоритм действий: